Причины детских страхов, их особенности и методы преодоления

Ребенок растет, развивается, познает окружающий мир и реагирует на него в соответствии со своей генетической предрасположенностью, лично прожитым опытом, особенностями характера, воспитания и поведения родителей. Страх – это естественная человеческая реакция на объекты, несущие реальную или предполагаемую угрозу. Детский страх обычно отличается от взрослого своим недолгим течением.

image

Причины

Среди факторов, влияющих на возникновение боязней у ребенка, можно выделить пол, ведь по статистике девочки подвержены страхам больше мальчиков. Количество детей в семье также влияет – один ребенок из-за высокой эмоциональной привязанности к родителям, испытывает больше страхов, чем обладатель братьев и сестер. Также причиной может быть детский невроз. Любые семейные конфликты способствуют возникновению неврозов у детей, ведь ребенок склонен винить себя во всем происходящем. Можно сказать, что это сигнал к тому, что в отношениях взрослых проблемы.

image

Какие же еще причины могут спровоцировать страх?

  1. Гиперопека родителей. Часто родители старшего возраста проявляют излишнюю заботу и тревожность, чем провоцируют возникновение беспокойства у малыша. Слишком эмоциональное внушение ребенку информации о какой-либо опасности (иногда, существующей лишь в голове мамы), естественным образом способствует возникновению иррациональных опасений.
  2. Фантазия ребенка. С одной стороны – это прекрасно, когда у маленького человечка богатая фантазия, это говорит о его хорошем развитии, однако, с другой стороны – это неиссякаемый источник фобий.
    image
  3. Агрессивное поведение родителей. Если ребенка пугать – он будет бояться, это ясно. Иногда взрослые не понимают, что даже если за их угрозами не стоит реальных действий, гневные слова оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка.
  4. Лично пережитый негативный опыт. Эта причина подразумевает под собой ситуацию, когда ребенок боится летающих насекомых потому, что его больно укусила пчела или боится потеряться потому, что этот стресс ему уже приходилось переживать.
    image
  5. Контакты со сверстниками. Здесь могут разворачиваться разные сценарии. Иногда дети даже в 6-7 лет могут производить травлю сверстников в садике, обижать младших или слабых. Кроме таких негативных случаев, возникновение страхов у ребенка может быть подогрето страшилками, которые так любят рассказывать дети. Таким образом, страх переходит «с больной головы на здоровую» и чужая фантазия становится источником проблем.

Мнение врача:

Детские страхи могут возникать из-за различных причин, таких как наследственность, негативный опыт, недостаток информации или перенесенные травматические события. Они имеют свои особенности, проявляясь в виде беспокойства, нервозности, панических атак или фобий. Важно помнить, что страхи в детском возрасте являются нормальным явлением и частью психологического развития.

Для преодоления детских страхов важно обратиться к специалисту – детскому психологу или психотерапевту. Они могут помочь ребенку понять и осознать свои страхи, научить его техникам релаксации, постепенно привыкать к источникам страха и изменять негативные убеждения. Родители также играют важную роль в поддержке и понимании ребенка, создавая безопасную обстановку и поддерживая доверительные отношения.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и методы преодоления страхов должны быть подобраны с учетом его особенностей. Своевременная поддержка и профессиональная помощь помогут ребенку успешно преодолеть страхи и развиваться психологически здорово.

Как помочь ребенку преодолеть страх?Как помочь ребенку преодолеть страх?

Виды

Детские страхи можно разделить на биологические (природные) и социальные. Первыми, конечно, проявляются природные страхи, которые базируются на инстинкте самосохранения. К ним относятся боязнь темноты, резких звуков, чудовищ, животных. Со временем добавляются страхи своей и родительской смерти, а также боязнь грозы, воды, огня, высоты и замкнутого пространства. После знакомства с людьми в белых халатах могут возникнуть боязнь врачей, уколов, крови, стоматологии. Биологические страхи обычно присущи детям до 8 лет.

image

Социальные страхи начинаю проявляться немного позже. Старшие дошкольники и первоклашки начинают испытывать страх опоздания, одиночества, наказания, недовольства родителей и значимых взрослых.

Существует еще одна классификация страхов, подразумевающая разделение в зависимости от пугающего объекта или ситуации, причин возникновения, специфики протекания.

  • сверхценные – это природные страхи, подпитываемые фантазией ребенка. Эта группа является самой популярной и обширной;
  • детские фобии – сюда входят страхи высоты, воды, замкнутых пространств – те боязни, которые могут быть и во взрослом состоянии;
  • бредовые страхи – к ним относят необъяснимые с позиции нормы боязни. Очень часто фобии могут быть спровоцированы каким-то ошибочным стимулом, то есть, к примеру, ребенка постигла неудача, когда в гостях был определенный человек. В бессознательном малыша закрепилась связь и при следующем появлении этого человека он может испугаться.

Возрастная психология специализируется на особенностях каждого периода развития человека. Страхи являются важной составляющей, для каждого возраста есть свои характерные предметы, вызывающие тревогу и волнение у человека.

0 – 1 год – громкие звуки, шум, отсутствие мамы, незнакомые люди, переодевание;

1 – 3 года – ночные страхи, кошмары, непривычное местоположение знакомых предметов, смена обстановки, расставание с родителями;

3-5 лет – высота, вода, темнота, животные;

5 – 7 лет – смерть родителей и своя собственная, одиночество, персонажи сказок;

7 – 9 лет – неодобрение взрослых и сверстников, наказание, опоздание;

9 – 12 лет – несоответствие одноклассникам и друзьям, несостоятельность в учебе, собственная внешность.

При диагностике детских страхов также предполагается разделение на три группы, в зависимости от степени выраженности: низкая, средняя (возрастная норма) и высокая. По статистике больше половины детей восьми лет демонстрируют высокий уровень страха. Меньше всего детей имеют низкую степень выраженности боязней.

Интересные факты

1. Страх темноты – самый распространенный детский страх:Он возникает из-за недостатка контроля, воображения и страха перед неизвестным, и затрагивает до 85% детей в возрасте от 2 до 10 лет.

2. Страхи перерастают друг в друга:Например, страх перед незнакомцами в раннем детстве может перерасти в страх перед школой или социальными ситуациями в более старшем возрасте.

3. Излишняя родительская защита может усугубить страхи:Если родители постоянно ограждают своего ребенка от потенциальных угроз, у него может развиться нереалистичное восприятие опасности, что усилит его страхи.

Детские страхи и тревожностьДетские страхи и тревожность

Особенности проявления

Проявления бывают самые разные. В легкой форме это может быть учащенный пульс, расширенные зрачки, дрожь и другие соматические симптомы. В зависимости от возраста, испуг может выражаться криком, плачем, жалобами и откровенным ужасом и паникой. Особенности детских страхов в том, что они возникают периодами, и продолжаются обычно не больше месяца. Однако существуют боязни, способные остаться с человеком до взрослого состояния и перерасти в полноценные фобии. К ним относятся акрофобия, гидрофобия, танатофобия и другие.

Возможны различные проявления страха у ребенка. Например, боязнь ночных кошмаров обнаруживается в момент укладывания спать, малыш будет проситься в кровать к родителям или категорически отказываться засыпать в одиночестве. Порожденный детской фантазией страх перед сказочным чудовищем провоцирует ребенка прятаться в шкаф или другие укромные места. В 6 лет острее всего чувствуется страх смерти, он является основой для большинства проявлений боязни:

  • чудовищ;
  • животных;
  • темноты;
  • нападения;
  • болезни;
  • природных стихий.

У школьников появляются новые боязни, связанные с учебной деятельностью. Трепет перед оценкой со стороны взрослых, боязнь опоздать на занятие, страх не быть собой. У некоторых детей, даже тех, которые нормально учатся, и не имею особых проблем с поведением, родительское собрание также вызывает волнение. Страх наказания часто испытывают те, к кому никогда не применялось физическое воздействие.

Психика ребенка формируется под влиянием среды, в которой он живет. Часто родители сами того не желая становятся катализатором в развитии детского страха. Ни в коем случае не стоит обесценивать жалобы малыша, пытаться пристыдить или уверять, что ничего страшного нет. Помочь ребенку побороть страхи можно лишь внимательным поведением, пониманием и любовью. Подробно расспросите даже маленького ребенка о том, что его тревожит. Вникайте и подходите осознанно к проблеме.

Не забывайте, что ваша собственная повышенная тревожность обязательно скажется на поведении ваших детей.

Опыт других людей

Детские страхи – это естественная часть развития ребенка, но иногда они могут стать проблемой. Родители часто говорят, что причины детских страхов могут быть разнообразными: от страха темноты и одиночества до страха неуспеха или разлуки с близкими. Особенностью детских страхов является их способность быстро меняться и возникать без видимой причины. Для преодоления страхов важно поддерживать открытый диалог с ребенком, не игнорировать его чувства и беспокойства. Методы преодоления страхов могут включать в себя игровую терапию, поэтапное привыкание к источнику страха, позитивное мышление и поддержку со стороны близких. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к преодолению его страхов должен быть индивидуализированным.

Как детская травма влияет на вашу жизнь / Psych2go на русскомКак детская травма влияет на вашу жизнь / Psych2go на русском

Как бороться с детскими страхами

Побороть детский страх можно с помощью услуг профессионального психолога. Существует немало методов, используемых специалистами при работе с детьми определенного возраста. Начиная с 4-летнего возраста клиента, психолог-консультант применяет сказкотерапию и арт-терапию для работы с фобиями. Психокоррекция происходит достаточно быстро, при должной поддержке со стороны родителей.

Сказкотерапия

Страхи в дошкольном возрасте эффективно устраняются с помощью данной техники. Разберем подробно этапы работы с терапевтической сказкой на примере мальчика 5 лет, который боялся уколов.

  1. Из имеющихся в кабинете игрушек, малышу предложили выбрать наиболее симпатичную ему. Он выбрал Человека-паука.
  2. Психолог предлагает маленькому клиенту послушать сказку про Человека-паука. Сказка имеет определенную структуру, располагающую ребенка. Ее главный герой обладает массой положительных качеств, и лишь одну небольшую проблему – он боится уколов. Терапевт обращает внимание, что этот страх вполне естественное явление.
  3. После этого психолог замолкает и предлагает мальчику высказать свои предположения, что именно так пугает Человека-паука.
  4. Выслушав все рассуждения клиента, терапевт предлагает ему выбрать из оставшихся игрушек, еще одного героя, который поможет Человеку-пауку. Мальчик выбрал Чебурашку.
  5. Обе игрушки ставятся рядом, и психолог предлагает клиенту придумать, каким образом Чебурашка поможет Человеку-пауку в преодолении страха уколов.
  6. Малыш рассказывает свой вариант счастливого финала сказки. После этого психолог интересуется чувствами клиента. Затем предлагает найти ему положительные черты, которые есть у него и у Чебурашки. Отдельно выделяются те «волшебные» слова Чебурашки, которые помогли Человеку-пауку справиться с боязнью уколов.

Арт-терапия

Избавиться от детских страхов очень помогает арт-терапия. Это направление в психотерапии основано на излечении искусством, в разных его проявлениях. Чаще всего подразумевается изобразительное творчество, однако, существуют методики музыкотерапии и танцетерапии. В работе с фобиями у детей арт-терапия имеет очень высокие показатели. Рассмотрим стандартную последовательность действий психолога-консультанта на сессии с ребенком.

  1. Установление контакта с ребенком, выстраивание доверительных отношений.
  2. Предложение изобразить свой страх. Это может быть рисунок, либо лепка.
  3. Разбор результата. Психолог внимательно оценивает все аспекты рисунка: что изображено, где именно, каких размеров, изображен ли сам ребенок, с каким нажимом выполнялись линии.
  4. Ребенку предлагают полюбить тот объект, который он изобразил. Например, нарисованная или вылепленная собака на самом деле не злая, а просто облаяла ребенка по долгу службы.
  5. Малыш начинает переосмысливать свое отношение, возможно сочувствовать даже объекту страха.
  6. В завершении ребенка спрашивают об эмоциях, которые он испытывает.

Рисование страха эффективно действует, когда объект порожденный фантазией, либо событиями, произошедшими давно. Иногда работа с рисунком происходит по-другому: клиенту предлагают добавить что-то, например, зачеркнуть (заштриховать) пугающее изображение, или уничтожить весь лист (порвать на мелкие кусочки, сжечь). После символического ритуала психолог обращает внимание ребенка, что страха больше не существует.

Советы психолога

Одним из главных советов родителям детей, подверженных каким-либо боязням, будет внимательно отнестись к своему поведению с ребенком. Нужно понимать, что до определенного возраста, ребенок – это исключительно «результат» вашего отношения, поведения, воспитания. И если он вас чем-то расстраивает, или кажется, что он все делает вам назло – так значит вы каким-то образом, неосознанно это провоцируете. Поэтому коррекция поведения ребенка напрямую связана с изменениями в поведении взрослых.

Консультация для родителей является основной целью психолога, которому привели ребенка с проблемой. К сожалению, нередко бывает, когда мать приходит к детскому психологу и требует «вылечить» ее ребенка, при этом уверена, что собственное поведение в коррекции не нуждается.

Психолог помогает ребенку, а в течение времени между сессиями такая мамаша бессознательно сводит на нет весь достигнутый прогресс. При этом все рекомендации специалиста отвергает, утверждая, что с ней все нормально, и нужно решить проблему ее дитя. Поэтому если у вашего малыша возникла фобия, которая не прошла в течение 3-4 недель, обязательно обращайтесь к психологу, причем консультация будет полезна и ребенку, и родителю.

С целью доносить до родителей полезную информацию, психологи, работающие в детских учреждениях, создают специальные уголки. Последнее время в некоторых детских садах стало модно размещать в комнатах, где родители ожидают детей, так называемые папки-передвижки. Они представляют собой информационные материалы для родителей, персонала и самих детишек. Это специально оформленные стенды с полезными советами психологов и логопедов.

В сборник «Психоанализ детских страхов» Зигмунда Фрейда входит анализ фобии пятилетнего мальчика – это случай маленького Ганса – весьма известный в психоаналитических кругах. Я не буду вдаваться в подробности болезни и излечения, однако, хоть Ганс и являлся пациентом Фрейда, я хочу обратить внимание на предисловие самого автора. Он говорил, что описанный случай наблюдался не им лично, а отцом Ганса, который проводил все лечение, лишь при поддержке психоаналитика.

Фрейд высоко оценивает заслугу отца мальчика и даже высказывает мысль, что только родной отец и мог добиться таких признаний со стороны Ганса. Совпадение нежных чувств с научным интересом привело к таким важным результатам, как для психоанализа в целом, так и для жизни конкретного мальчика.

Выводы

Детские страхи представляют собой естественные возрастные особенности, связанные с познанием мира. Если ребенок не зацикливается на боязни, и страх не присутствует больше нескольких недель, то беспокоиться не стоит. В случае затянувшихся процессов нужно обратиться к психологу. Бороться с детскими страхами позволяют техники: арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Консультация родителей является залогом успешного избавления от фобии вашего малыша.

Частые вопросы

Почему у детей появляется страх?

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Почему ребенок всего боится?

Причины возникновения детских страхов Общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Недостаток внимания родителей. Недостаток физической активности. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий.

Как избавиться от страха у ребенка?

Просто добавьте эмоции. Если какие-либо чувства примешиваются к страху, он не способен выдержать конкуренции. … Рисуйте страх ежедневно. … Составьте вместе сказку. … Устройте кукольный театр. … Десенсибилизация. … Лечите цветом.31 мая 2018 г.

Как узнать у ребенка Чего он боится?

Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поговорите с ребенком открыто о его страхах. Поддержка и понимание со стороны взрослых помогут малышу лучше понять и преодолеть свои страхи.

СОВЕТ №2

Используйте методы релаксации и дыхательные упражнения для помощи ребенку в справлении со страхами. Это может снизить уровень тревожности и помочь ребенку успокоиться.

СОВЕТ №3

Поощряйте ребенка шаг за шагом преодолевать свои страхи, не заставляя его сразу сталкиваться с ними полностью. Постепенное преодоление поможет укрепить уверенность и самостоятельность.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации